Где заработать адену в Lineage 2? Как заработать адены на руофе?

Lineage 2 - хардкорная игра, по крайней мере в экономической части она остается таковой. Если вы будете играть в LA2 только на поле боя, денег вам будет не хватать. Не хватать на самое необходимое - соски, поушены, свитки. Переход на новый грейд - ууу, лучше даже не думать об этом.
Не будем философствовать на тему, что так и задумано, обратимся к более животрепещущему вопросу - как не бедствовать. Как быть на уровне, одевать С на 40-м, Б на 52. Не экономить на каче, экспиться в свое удовольствие, не думая о затратах. А в перспективе даже позволить себе "излишества" - ОЕ пушки, сеты, уникальную бижу.
Самый простой способ - купить адену за реал. Самый простой и самый... неправильный. Во-первых, это "противозаконно". Да, многие покупают и играют. Но когда вас, именно вас забанят, эти другие, своим существованием вам никак не помогут.
А во-вторых - смысл? Убивать огромную часть игры, лишать себя удовольствия от зарабатывания игровых денег игровыми способами.
Какими? Одни выбирают очевидные - качают BH для спойла, начинают заниматься манором, рыбалкой основным персонажем. Но это все способы из разряда "добыча". Добываете что-то, продаете, вот и деньги. Тратите на эту добычу время. И у этих способов есть довольно серьезные минусы. Играя BH или занимаясь рыбалкой, вы не качаете своего основного персонажа (если это конечно не BH )). Манор трудно сдать.
Этот гид не об этом (хотя про манор я немного напишу). Это гид о том, как делать деньги, используя деньги. Как заниматься бизнесом в мире LA2. Трейдом, "барыжничеством" другими словами. Способов заработка на рынке множество, и на трейд тоже нужно тратить время. Но по мере обретения опыта и накопления капитала вы сможете проводить на рынке все меньше времени, продолжая хорошо зарабатывать.
Интересный нюанс. Из-за существующей продажи адены за реал существует и покупка адены. Это точно так же "противозаконно" и гид этот не о том, как заработать себе на реальный бутерброд с икрой трейдом в LA2. Но - никто не мешает вам думать о своем виртуальном капитале, как, скажем, о вкладе в банке. Если случится неприятное, вам придется оставить игру или случится что-то в реальной жизни, требующее денег - вы заберете этот вклад. Адена - конвертируемая валюта.

Трейд, что для этого нужно.
Необходимое условие для того, чтобы успешно зарабатывать на рынке - уметь и любить считать. Да, любить. Мы играем в игру для удовольствия, и если вы не будете получать его так же и от игры на рынке... лучше не надо.
Достаточных условий... не существует.
Желательно: иметь unlimited доступ в инет. Круглосуточная торговля - краеугольный камень серьезного бизнеса, а без неограниченного доступа это выльется в серьезные реальные затраты, что изрядно подпортит удовольствие от заработка (и наверняка заставит задуматься - а не проще ли все-таки просто купить адену).
Торговать можно и "вживую", активно искать покупателей. Но обычно прибыль прямо пропорциональна времени, потраченному на продажу. Т.е. если хотите продавать быстро - продаете по низкой цене, зарабатываете мало.
Второй аккаунт - последние 3 месяца у меня был второй аккаунт, доступный где-то 50% времени. Второй торговец это не только дополнительные слоты. Во-первых по-настоящему круглосуточная торговля, торговец на втором акке будет сидеть и тогда, когда вы будете играть своим персонажем. Во-вторых новые способы заработка - возможность торговать одновременно в разных местах, возможность и продавать и скупать одновременно.
Отдельный перс для торговли; artisan/warsmith. Отдельный - потому что он всегда будет на рынке, основным персонажем вам придется улетать с места кача, что очень неудобно. Гном - из-за большего количества слотов: на продажу, в инвентаре, на складе; из-за скилла weight limit. Кузнец - если вы сами сможете крафтить ресурсы, это позволит сэкономить много времени при подготовке к крафту. Если сможете ломать вещи - тоже экономия времени и удобство. Плюс - гнома стоит прокачать до 55 уровня, для 6 слотов на продажу (не-гном может получить 6 слотов только на 72 уровне), а warsmith качается очень быстро, с копьем.
Слоты вы добавляете за Proofs of Catching Fish, которые покупаете. Эти затраты за счет расширения ассортимента окупаются быстро.
Клан - трейдера можно сделать КЛ клана 2 уровня, получив второй WH на 200 слотов. Это потребует SP, которые у артизана наверняка будут и всего 650 тысяч адены (это куда дешевле, чем расширять WH за PoCF).
Вне игры. Совершать сложные расчеты в уме могут далеко не все, остальным помогут электронные таблицы. У меня за эти два года вспомогательная Excel-табличка разрослась больше чем на 20 страниц, хотя там не только про торговлю. Предупреждая возможный вопрос - табличку я выкладывать не буду. Суть в том, чтобы составить ее самому, под себя. Понять, что и как в ней должно быть. Про то, что в ней должно быть в целом, я напишу.
И эта таблица должна быть всегда под руками и постоянно обновляться в связи с изменениями на рынке. Тогда, с ее помощью, вы сможете быстро оценить целесообразность той или иной сделки, посчитать прибыль, дать квалифицированный совет.
Я играю на Теоне, поэтому конкретные примеры будут с его рынка. Но в целом, я напишу про экономику Lineage 2, а не конкретного сервера.

Торговля - это постоянный поиск золотой середины, оптимального соотношения - между оборотом и величиной прибыли. ...И вашим личным временем. Классический "закон трех" - выбирайте любые два пункта.

Термины. Относительная прибыль - отношение цены продажи к цене покупки/себестоимости. Абсолютная прибыль - их разница. Отрицательная прибыль, потери - отрицательная абсолютная и меньше единицы относительная прибыль. Оборот - количество товара, продаваемого в единицу времени.
Абсолютной прибылью я также буду иногда называть совокупность прибыли и оборота, т.е. прибыль в единицу времени.

Манор.
Что это такое и с чем это едят - читайте статью на сайте и соответствующий топик на форуме. Я напишу о денежной стороне вопроса. Основная "фича" манора - вы получаете ресурсы в обмен на всходы по базовым ценам (базовая цена - 2*цена сдачи вещи в магазин). А рыночная цена может отличаться от базовой, в разы. И вот здесь и кроется возможность хорошо заработать. Пример - всходы Cobol в Гиране принимают по 400а, ресурс Varnish, базовая цена - 200a. Т.е. по 2 штуки на всход. На рынке Varnish можно продать по 1600а, итого - 3200а с одного всхода.
Вместе с тем, выгодные позиции практически невозможно сдать, квоты по ним выбирают в первые секунды после обновления манора. Поэтому оптимальным будет комбинировать - наманорить одну-две тысячи выгодных всходов, ежедневно пытаться сдать небольшое их количество - 10-20% от квоты, так куда больше шансов успешной сдачи. И параллельно манорить менее прибыльные ресурсы, квоты на которые не выбирают или выбирают не сразу.
Какие именно? Вот и повод сделать первую табличку. Считать чистую прибыль, т.е. отношение стоимости всхода по рыночной цене ресурса к цене семечка, не имеет особого смысла, речь там идет о сотнях-тысячах процентов. Манор - это добыча, поэтому стоит считать количественный показатель - адены с моба или адены за период времени.
Мобы подбираются экспериментальным путем, потому что может быть как 1-2 всхода с моба х1, так и 2-3 с х4. Ресурсы - не все одинаково полезны, некоторые ресурсы мало востребованы на рынке, потому что используются в крафте в очень маленьких количествах, например Braided Hemp. Или вообще не используются потому что являются составляющей частью ресурса, рыночная цена которого меньше стоимости его составляющих, например Suede (хотя Suede нужна в больших количествах для получения "ушек" и свадебного платья по квестам).
Итого, зная среднее количество семян с одного моба или скажем за бафф-раунд, цену всходов, базовую и рыночную цену ресурса, его востребованность, вы определяете для себя два вида всходов для манора - самый выгодный и самый выгодный с простой сдачей.
Пример (далее ручной расчет для наглядности, на практике все считается таблицей, при каких-либо изменениях цен вы мгновенно получаете результат):
Вы 36-38 уровень, и перед вами на выбор 6 видов всходов, 31-46 уровни. Три из них с всегда пустыми квотами, и три с обычно свободными. Считаем выгодные (по определению они востребованы):
Red Cobol: 80 семян за раунд, сдача по 250а, ресурс Enria, базовая цена 12000, рыночная цена 70000.
Адены за раунд: (80*250/12000)*70000=117к (это среднее значение, на практике сдаете вы естественно столько семян, чтобы получить точное целое количество Enria)
Chilly Cobol: 100 семян за раунд, сдача по 400а, ресурс Animal Bone, базовая цена 150, рыночная цена 600. Адены за раунд: (100*400/150)*600=160к
Golden Cobol: 70 семян за раунд, сдача по 400а, ресурс Varnish, базовая цена 200, рыночная цена 1600. Адены за раунд: (70*400/200)*1600=224к
Итак, самый выгодный по собственно манору - Golden Cobol. Есть еще один фактор, который трудно учесть - сколько именно вы сможете стабильно ежедневно сдавать. Квоты, цена всходов различаются в разных замках, и возможно, менее выгодный ресурс получится сдавать в бОльших количествах. Все это уже проверяется экспериментально.
Далее, стабильный заработок. Thorn Cobol/Stem и Great Cobol/HGS можно отмести из-за малой востребованности. Остается Blue Cobol/Thons. Но - если вы будете манорить больше Thons, чем сможете продавать, можно наманорить и другие ресы, больше ассортимент - выше продажи, больше денег.
Итак, выбирайте, манорьте, продавайте. Наберете 10-20м - можно идти в большой бизнес )

Крафт - вы покупаете составляющие чего-либо, крафтите целое и продаете.
Почему многие покупают готовое, а не крафтят сами? По-разным причинам: нет времени (или же время - деньги, на каче этот игрок заработает больше, чем сэкономит, потратив это время на крафт), нет желания, недостаточно знаний об игре, чтобы сделать что-то самому.
Вы же - имеете желание крафтить и заработать на этом, готовы потратить на это свое время. Что крафтить? Вариантов много.

Shots - соски.
Soulshots, Spiritshots и Blessed Spiritshots. Увеличивают PAtk и MAtk/Cspd, де-факто постоянно используются игроками. Один из внутриигровых способов регуляции экономики, вывода адены из оборота, противодействия инфляции. Соски no-grade продаются в магазине, остальные крафтятся.
Простые spiritshot практически не востребованы на рынке, в основном продаются и покупаются Blessed SpS. Но никто не мешает вам поэкспериментировать с продажей SpS, возможно это будет хорошая свободная ниша. В частности, SpS используют хилеры, для хила эффект SpS и BSpS одинаков.
Кухня: в крафте сосок 3 составляющие: руда, кристаллы и цена крафта. Руда покупается в магазине, цена на нее зависит от налога. Базовая цена Soul Ore - 250а, Spirit Ore - 400a. Все города и деревни в игре имеют "встроенный" налог, самый маленький - в Гиране, 10%; в других городах 15% и выше. Далее налог владельца замка, который можно узнать у любого стражника. Таким образо обычно самая дешевая руда в Гиране, но бывают исключения, например сейчас на Теоне гиранский налог 8%, т.е. общий 18%, а в Штутгарде два дня был налог 0%, т.е. общий 15%.
Вариантов получения кристаллов несколько. Скупка на рынке - обычно так можно получить самые дешевые кристаллы, но этот способ ограничивает оборот - сколько вам принесут, столько вы и накрафтите и продадите. Простая покупка на рынке - самый быстрый способ, но не всегда самый выгодный.
Покупка вещей на слом на рынке. Для быстрого определения цены кристалла при покупке советую распечатать таблицу, которую можно получить на сайте wwwl2wh.com->Tools->Items tools->Items crystallization tables. Купить вещь по цене кристаллов можно любого грейда. Для D это практически все вещи, кроме тех, что не продаются в магазине (топового оружия и некоторой сетовой брони). С - некоторые люксоровые вещи, части малоиспользуемых сетов. B - верх и низ, цельная броня из непопулярных сетов - Зубей, Авадон хэви и лайт, иногда BWLA. A - некоторые вещи (на Теоне я покупал на слом DC breastplate, Gaiters; Tallum LA; Phoenix necklace, Carnage bow, Branch of Mother Tree). S грейд слишком дорогой и редкий, чтобы продаваться по цене кристаллов )
Покупка "магазинных" кристаллов. D - берутся вещи в магазине и ломаются. Цена кристалла в этом случае - 550*общий налог. Т.е. минимально возможная цена, в Гиране без налога - 550*1,1=605а.
C кристаллы. В магазине покупаются D мечи, из них делаются С дуали у Blacksmith в Гиране и ломаются. Самые выгодные дуали, т.е. с минимальной ценой С кристалла (в качестве тренировки можете это посчитать сами) - PA64*PA64 (например Elven sword*Elven sword). Цена кристалла в этом случае - 2509*общий налог, т.е. минимум 2760а.
B кристаллы. В люксоре за D и C кристаллы покупаются C мечи, из них, или аналогов делаются B дуали и ломаются. Вариантов дуалей два - из тех мечей, что продаются в люксоре, дуали делаются Blacksmith в Орене, c использованием Dual Sword Craft Stamp. Этот ресурс производится в замках и его обычно продают на рынке. Если поменять мечи из люксора на аналогичные (бесплатно, у Blacksmth Mammon), то дуали из них делаются Blacksmith в Адене, с использованием SoP.

Самые выгодные - Sword of Delusion*Sword of Delusion (c DSCS) и Tsurugi*Tsurugi (c SoP). Между ними выбирают в зависимости от рыночной цены DSCS и SoP, и доступности BS Mammon. Пример: сколько будут стоить Б кристалл, в Гиране без налога, при цене SoP в 6k? 2*(5375*605+1075*2760) (цена мечей в люксоре)+ 6750+45*6000 (цена сдуаливания) / 1157 (количество получаемых кристаллов) = 10989а.
Таким образом, цены на D, C, B кристаллы привязаны к ценам в магазине, они не могут неограниченно вырасти, и на них не может быть дефицита (при наличии у игроков денег)), склады игровых магазинов неисчерпаемы. Хотя на Б кристаллы может быть временный дефицит в неделю без Маммонов, потому что возможности замков по производству DSCS ограничены.
А,S кристаллы. Продаются у Merchant of Mammon за древнюю адену (A 15k AA, S 25k AA). АА сама по себе имеет постоянно меняющуюся цену, и "магазинная" цена A и S кристаллов варьируется в широких пределах. Также A и S кристаллы можно получить в качестве награды на различных эвентах (например, тыквенном).
Еще один вариант добычи А кристаллов - крафт А вещей на слом. Из-за того, что А рецепты 60%, т.е. меньшие затраты ресурсов по сравнению с виртуальными 100%, такой крафт обычно экономически оправдан. Но 60% - это и шанс успеха крафта, есть риск потерять все, поэтому об этом я расскажу в соответствующем разделе. Да, 60% крафт есть и для Б грейда, так что теоретически это вариант получения и Б кристаллов.
И наконец, собственно крафт. Вы можете крафтить соски и своим кузнецом, бесплатно, но если только им, это тоже ограничитель оборота. Для массового крафта используются кузнецы, сидящие в Гиране на private creation. При правильном выборе времени, "анти-час-пик" (на Теоне это 8-9 утра) все кузнецы сидят с полной маной, практически никто не крафтит, и за 20-30 минут можно наделать сосок на продажу на несколько дней. Цена крафта варьируется, но в целом составляет небольшую величину. Хотя для D и С сосок затраты на крафт могут составлять до 30% прибыли. В общем вы сами выбираете - крафтить только у кузнецов с низкими ценами (в том числе у себя), ожидая, когда у них накопится мана, или крафтить у всех подряд (исключая откровенно завышенные цены), экономя свое личное время.
Пример. Где-то 3 месяца назад, Теон. Цена А кристаллов на рынке - около 25к. Я купил Branch of Mother Tree за 50м, получилось 23148а за кристалл, 2160 кристаллов. Я решил сварить из них в равной пропорции SSA и BSpSA. Тогдашний владелец Гирана практиковал отмену налога в день осады, и я купил руду: 38800 soul ore по 275а и 37800 spirit ore по 440а, всего на 27324000а. Затем в утренние часы все это было скрафчено со средней ценой крафта 200а за SSA и 300а за BSSA.
Полученные SSA продавались по 129а, BSSA по 454а. Итого, затраты 50000000+27324000+1080*200+540*300=77702000а. Получено: 1080*300*129+540*200*454=90828000а.
Прибыль: абсолютная 13126000а, относительная 16,9%.
Какие именно соски крафтить? Необязательно игроки используют оружие "своего" грейда. Это может быть вызвано и ценой самого оружия, и ценой сосок. Например маги используют ОЕ Homunculus sword. "Хомка" +10 имеет МАтк такой же как у топ А магического оружия, при этом стоит на Теоне на *70% дешевле этого оружия с SA Acumen. И использует 3 BSSC (*300а) против 1 BSSA (*420а).
Что в итоге - высокий спрос на BSSC у игроков-магов практически всех уровней (с 40).
В общем, спрос определяется экспериментально, советы здесь будут слишком грубыми даже для конкретного сервера.
Продажа. Самое популярное место для продажи сосок - Monster Derby Track, MDT. Здесь максимальные обороты, но обычно и самая высокая конкуренция, т.е. низкие цены. MDT - место продажи именно сосок, если вы занимаетесь только ими, то торгуете здесь. Если же у вас будут другие товары, они могут не иметь спроса на MDT и тогда нужно
торговать в городах. В каких - это зависит от этих других товаров, а спрос и цены на соски в выбранном городе - все это также выясняется на практике.
Вообще, торговля сосками очень хорошо иллюстрирует приведенный выше принцип "2 из 3". Этот рынок очень динамичный, поэтому вы вольны выбирать свой стиль. Непрерывно продавать по низкой цене, крафтить новые соски, постоянно оборачивать капитал. Или продавать по высокой цене, спрос все равно будет, потому что на рынке сосок постоянно меняется ситуация - бывает и пресыщение, бывает и дефицит, скупят все дешевые соски, дойдут и до ваших.
Или же какая-то золотая середина, с учетом того, сколько вы можете тратить своего времени. Например если сажать торговца утром, перед уходом на работу или учебу, то оптимальным будет выбрать такие соски-количество-цены-место продажи, чтобы с утра вы успели скрафтить столько (без риска опоздать на работу )), сколько разойдется к вечеру.
Итак, крафт сосок. Плюсы: гибкость торговли, возможность выбирать самому, сколько времени тратить и какую прибыль получать. Стабильность рынка, нулевой риск, возможность оборачивать капиталы разных порядков - от 2-3 миллионов на D до 200-300 на A и S. Простая механика крафта, минимум составляющих.
Минусы: "минимальные" затраты времени все равно большие. Из стабильности рынка следует его ограниченность, потолок прибыли, как относительной, так и абсолютной. Средняя прибыль невелика. Себе на соски, на новый грейд вы заработаете. Но вот миллиард, миллиард на сосках поднимать долго )

Ресурсы.
В LA2 сложная система ресурсов, используемых в крафте вещей. Из базовых делаются другие, из этих других - третьи. В крафте готовых вещей используются ресурсы последнего соответствующего уровня. Т.е. перед крафтом, перед последним кликом игрок должен сделать эти ресурсы. Или - купить на рынке готовые. Итак, крафт ресурсов - возможность заработать.
Что и сколько крафтить? За это отвечает востребованность. Разные ресурсы используются при крафте в различных количествах, т.е. одни будут покупаться сотнями, другие десятками, третьи единицами. Самые массовые - Mithril Alloy, Synhetic Cokes, Varnish of Purity, Durable Metal Plate, Crafted Leather. Нужные в единичных количествах - ресурсы 6 уровня.
По какой цене продавать? Здесь решают сложность ресурса, конкуренция со стороны других ресурсов и продавцов. Ресурсы 1 уровня делаются из 1-2 ресурсов нулевого уровня. Тогда как 6-го, например Craftsman Mold - из 9 ресурсов нулевого уровня, из которых последовательно делаются ресурса 1, 2, 4 уровней и только потом собственно Craftsman Mold. Чем сложнее крафт - тем больше можно ставить наценку на готовый ресурс.
Другие ресурсы - часть сложных ресурсов получается не только крафтом, но и дропом, спойлом, манором. Манор можно не рассматривать, от него очень малый приток на рынок. А вот от спойла, и в меньшей степени дропа на рынок идет большое количество ресурсов, и цена на них может быть такой, что крафт этих ресурсов будет приносить очень маленькую или нулевую прибыль, не стоящую затрат времени. Пример - Crafted Leather, добывается всеми возможными способами, стоит обычно ниже себестоимости крафта.
Конкуренция... На рынке ресурсов предложение может быть выше спроса, и долгое время. И тогда для оборота вам нужно следить за ценами других продавцов ресурсов, быть конкурентноспособным. Идеальная ситуация - вы заняли свободную нишу, 100% рынка ваши. Чуть хуже - остальные продавцы пассивны, продают по постоянным ценам, тогда если вы ставите цены ниже, ваши 90%-100% рынка. Обычная ситуация - "не - аггро" продавцы, если вы начинаете снижать цены, они снижают свои цены до ваших. В этом случае лучше не снижать больше цены, а искать другие способы увеличить продажи - подбирать место для трейда, ассортимент (ниже об этом). И самый неприятный вариант - обострение конкуренции, разгоревшаяся ценовая война. Кто-то начинает снижать цены, другой ставит ниже, третий еще ниже. При большом количестве участников цена очень быстро падает. Приятная ситуация для покупателей, но мы сейчас по другую сторону баррикад )
В ценовой войне нет победителей. Кто-то выбывает, когда цена падает до его себестоимости, или прибыль становится неприемлемой. Но "победители" остаются с низкими ценами, маленькой прибылью, которую они должны будут держать и дальше, иначе снова появятся конкуренты, не старые, так новые.
Так что мой совет - не провоцируйте и не начинайте ценовых войн. Если только у вас нет торговых аналогов Guts и Frenzy %)
Итак, вы решили зарабатывать на рынке крафта ресурсов. Первое - табличка, по всем существующим ресурсам, в которой стоимость крафта сложных ресурсов будет считаться как сумма цен ресурсов нулевого уровня. Эти цены вы выясняете на рынке. Затем второй столбец - цена сложных ресурсов, которые также смотрите на рынке. Пробелы во втором столбце, ресурс отсутствует на рынке? Смотрим, где он используется, в каких количествах. Возможно, эту свободную нишу стоит занять.
Например, ресурсы 6-го уровня, за все время игры на Теоне я встречал их в продаже всего несколько раз. Востребованность небольшая, в силу того, что в крафте нужны единицы этих ресурсов, потому и обороты, абсолютная прибыль малы. Но из-за отсутствия конкуренции - стабильные обороты наценку можно ставить высокую, получать высокую относительную прибыль.
Третий столбец - отношение цен, готового ресурса к составляющим, собственно прибыль, относительная. Четвертый столбец, прибыль относительная, ее вы высняете на практике, попробовав продажу разных ресурсов, узнав средний ежедневный оборот. Или аналитически, смотря на соотношение использования ресурсов при крафте. Например, MAlloy и SCokes, в крафте melee оружия они используются в равных пропорциях, в крафте пик 2:1, в крафте луков SCokes не используются; Malloy используется еще в крафте тяжелой брони. Пусть 1,3:1, прибыль с крафта MAlloy 25%, SCokes 35%. Тогда MAlloy принесет вам на 1,3*1,25/1*1,35=20% больше прибыли.
Вообще, аналитика рынка - это уже высокий штиль, и если ваши теоретические изыскания совпали с практикой - респект, у вас определенно есть способности )
Прибыли определены, а далее снова закон "2 из 3". Крафт ресурсов тоже весьма затратное по времени занятие, массовые ресурсы наверняка будут приносить высокую и относительно и абсолютно прибыль, но и времени на крафт уйдет масса. Для экономии используйте для крафта "не час-пик" на сервере, когда большинство крафтеров сидят с полной маной, и вам не надо ждать ее регенерации. Цена крафта ресурсов в большинстве случаев слишком мала, чтобы ее вообще как-то учитывать.
Место продажи ресурсов - Гиран. Где именно - смотрите по зонам и по своему ассортименту. Например на Теоне A и S грейд продается в основном около храма. Ассортимент - это и способ повышения оборотов, конкурентноспособности. Игрок, покупающий ресурсы на крафт, предпочтет купить все нужное в минимуме мест. Поэтому вы можете подбирать близкие ресурсы. Например если вы торгуете Durable Metal Plate, который используется в крафте A и S оружия, то логичным будет также торговать MAlloy, SCokes, CMold, MHolder, которые также используются в этом крафте. Или ориентация на крафт тяжелой брони: MAlloy, Varnish of Purity, MMold.
Сотавляющие ресурсы можно как покупать на рынке, так и скупать. Это все так же вопрос соотношения относительной и абсолютной прибыли (оборотов). Но ресурсы купленные по низкой цене - это еще и небольшая страховка. Цены на ресурсы очень нестабильны, они не привязаны ни к каким игровым ограничителям, как цены на соски, например. Дешевеющие ресурсы - хорошо для игроков, плохо для торговца. Пока вы будете продавать готовые ресурсы, цена, как на составляющие, так и на готовые будет падать. В результате в лучшем случае вы распродадитесь с минимальной или нулевой прибылью, в худшем - с потерями. Поэтому если наметилась тенденция по быстрому падению цены на ресурсы, а у вас на руках скрафченные с высокой себестоимостью, снижайте цены сразу, независимо от других продавцов, чтобы сбыть "опасный" товар. Далее, в условиях продолжающегося падения цены, либо крафтите ресурсы небольшими партиями, либо перейдите на другие, цены на которые стабильны.
С другой стороны, в ситуации роста цен, растет и прибыль, так как растет "себестоимость". Для вас, скрафтившего свой товар несколько дней назад, она низкая, для тех, кто крафтит сейчас, она выше. В результате если вы оставляете старые цены, которые равны текущей себестоимости, у вас покупают так же и те, кто обычно крафтит сам, т.е. растут обороты. Если же вы повышаете цены, то получаете прибыль в полтора-два раза выше обычной.
Итак, крафт ресурсов. Плюсы: высокие относительные и абсолютные прибыли, возможность оборачивать капиталы разных порядков, от нескольких до сотен миллионов. Простая механика крафта, небольшое количество составляющих. Гибкость торговли заметно ниже, чем у крафта сосок, но все равно неплохая. Можно выбирать между крафтом сложных, но маловостребованных ресурсов с маленькой абсолютной прибылью, но и минимальными затратами времени. И крафтом массовых ресурсов, требующим много времени, но приносящим много денег. Нестабильный рынок, возможность получать дополнительные прибыли при росте цен.
Минусы: высокие затраты времени на крафт при активной торговле. Нестабильный рынок, риск потерь, сложность заработка при падении цен. Необходимость ежедневно следить за состоянием рынка.
Я заработал свои первые 500 миллионов преимущественно на крафте ресурсов, далее я прибегал к нему лишь время от времени.

Вещи.
И наконец, то, что обычно и понимают под крафтом, крафт вещей.
Если вы еще не сделали табличку по ресурсам (см. предыдущий раздел), сделайте. Туда же добавьте цены кристаллов, рыночные или магазинные, в зависимости от того, какие ниже, цены гемстонов (магазинные). Это основа крафт-таблиц, для расчета себестоимости вещей. В них должны быть отражены все составляющие крафта - ресурсы, цены берутся из таблички по ним и кеи, рецепт (для B+), цена крафта, это пишется отдельно для каждой вещи. Из составляющих считается себестоимость, рядом пишете цену продажи (среднюю рыночную), расчет относительной и абсолютной прибыли.
Эту прибыль вы будете рассчитывать постоянно, по мере получения данных о ценах составляющих. Например - известны все цены на ресурсы, кеи и крафт для B оружия, цена готового. Вы видите в продаже рецепт, заносите его цену в таблицу, сразу получаете значение прибыли и решаете, покупать рецепт или нет.
Прибыль может быть и отрицательной. Цены на вещи зависят от цен на ресурсы, но обладают малой инерционностью. Т.е. при изменениях цен на ресурсы цены на вещи следуют за ними только спустя время. Например, подорожали некоторые ресурсы, выросла себестоимость вещи. Но цена на рынке еще старые, в результате прибыль минимальна или отрицательна.
Причем, цены на вещи могут просто "не успевать" за ценами на ресурсы, т.е цена на ресурс может вырасти, снова упасть, а рыночная стоимость вещи так и останется неизменной.
Другой причиной малой прибыли могут быть альтернативные способы получения вещи.
Вы можете не найти готовой вещи на рынке, и это может быть как свободная ниша, так и просто отсутствие спроса на эту вещь.
Подробнее обо всем этом для каждого грейда.
D grade. Начальная школа крафтеров, малая абсолютная прибыль и спрос. Практически весь D грейд продается в магазине. Топ Д оружие можно получить, обменяв топ магазинное с доплатой AA (480к) у BS Mammon. В принципе, крафт оружия может быть оправдан, в зависимости от цен на ресурсы, кеи и АА. Любое топ D оружие можно бесплатно обменять на аналог у BS Mammon (кроме дуалов, но топ D дуалы делаются из магазинных вещей). Поэтому если вы решите занять крафтом, то нужно будет посчитать, у какого оружия минимальная себестоимость и крафтить самое дешевое, меняя на другие по необходимости. Хотя на практике вам скорее придется остановиться на том оружии, кеи на которое вы сможете скупать и рецепт на которое найдете (или кузнеца с ним).
D броня, которая не продается в магазине: топ бижутерия, перчи, боты, шлем. Сетовые вещи; Brigandine helmet, Manticore boots, Elven gloves. А так же вещи, которые номинально не входят в состав сетов, но пользуются спросом, из-за того, что игроки не знают о том, что они не сетовые, или по эстетическим соображениям, чтобы персонаж выглядел гармонично: Brigandine boots, gloves, Elven boots, Manticore gloves.
C grade. Здесь начинается серьезный крафт. Хорошие прибыли, хорошие обороты. C грейд, в отличие от D, востребован не только среди новых игроков, но и среди старых, которые покупают его для своего саб-класса. Причем у этих игроков достаточно денег и они скорее предпочтут купить готовую вещь, даже по высокой цене, чем крафтить ее самому. В том числе и потому, что основным классом 75+ уровня они получают на каче больше денег, чем могли бы сэкономить, потратив время кача на крафт.
Много вещей C грейда продается в магазине, люксоре. Не за адену, а за C и D кристаллы, но их цены привязаны к магазинным ценам на D вещи.
В т.ч. в люксоре продается high C оружие, которое можно обменять с доплатой AA (2200к) на топ C у BS Mammon. Поэтому для C оружия действуют все то же самое, что я описал выше для D.
C броня, которая не продается в люксоре, и которую стоит крафтить. В первую очередь это Full Plate вещи. Все они - топ С, и из-за этого пользуются большим спросом (в люксоре топ С не продается). Собственно FP сет - безальтернативно лучший тяжелый C сет. В него входят FP броня и FP шлем, а также опционально FP щит. Шлем и щит не имеют аналогов по PDef, т.е. являются единственными топ С шлемом и щитом. У FP перчей и бот есть аналоги, но спрос на них увеличивает то, что было описано выше для D "сетовых" вещей.
Далее, PL set, лучший сет для лучников, причем из-за его бонуса +4 str лучше его по прибавке к урону (среди легких сетов) только Draconic, S сет. Из-за этого же он пользуется спросом и у других DD классов. Собственно сет - верх, низ и боты. Так же есть PL перчи.
Divine set - топ С магический сет, пользуется спросом у саппорт классов и у WS, из-за большой прибавки в мане. Сет - вер, низ и перчи. Боты не крафтятся, и в C5 их получить невозможно, хотя в игре есть добытые ранее, они являются раритетом.
Drake Leather set - малопопулярный легкий сет, цельная броня и перчи, так же не сетовые боты (все топ С).
Сеты, верх и низ которых продается в люксоре, а третья часть крафтится - Karmian set, популярный у магов всех профессий, крафтятся сетовые перчи и несетовые боты. Theca Leather сет, топ С легкий сет, крафтятся сетовые боты и несетовые перчи (перчи топ С).
Топ С бижутерия так же только крафтится. В принципе, многие игроки покупают бижутерию по остаточному принципу и обходятся купленной в люксоре. Но играющие на сабклассе - они обычно покупают все самое лучшее, в т.ч и бижутерию. И у бижутерии есть несомненный плюс - она нужна всем игрокам, независимо от профессии.
B grade. Вершина и самая востребованная часть 100% крафта. И начало крафта 60%. Все B вещи получаются крафтом (не считая наград в некоторых квестах), исключая дуали, все B дуали получаются из C мечей.
В B крафте рецепт является расходным материалом, и часто именно он является частью, которая определяет крафт, т.е уже купив рецепт, вы покупаете кеи и ресурсы и крафтите.
B оружие нельзя обменять на аналогичное, кроме как на кастеты (кастеты ни на что обменять нельзя). Поэтому только если вы собрались крафтить их, то сравните себестоимость с другим оружием. В остальных же случаях B "пушка" - независимый товар.
У B оружия всего 2 ступени - лоу и топ. Востребованы бывают как оба вида, так и только один, по причинам SA и цены. Например мечи, крафтятся и покупаются оба. Лоу, Keshanberk - низкая цена, используется в популярных А дуалях. Damascus - топ, но высокая цена из-за дорогого рецепта. А из луков пользуется спросом только топ, Bow of Peril.
B брони так же существует две ступени - лоу и топ, по два вида каждой, и по 3 сета каждого вида. Т.е. всего 12 сетов, но востребованы из них в основном топ сеты - Doom и Blue Wolf. Все Zubej сеты практически не пользуются спросом, из Avadon только Magic используют нюкеры, но он не является безусловно лучшим (как альтернатива его бонусам к Cspd - бонус к MAtk Demon сета).
У всех сетов одинаковые части - шлем, боты и перчи (боты и перчи модифицируются под конкретный сет бесплатно у BS в городе), и поэтому они продаются лучше всего, у них самые высокие обороты. Броня - BW Heavy используется всеми классами как DD сет, Doom PA востребована меньше, Doom Heavy используют как танковский сет. Аналогично, Doom LA используется из-за DD бонусов, BW LA из-за PDef и MDef.
BW и Doom Magic - сеты для саппорт классов, востребован в основном первый, Doom иногда используют бафферы (PP, WC, OL) из-за немного большего MP регена.
Бижутерия - лоу, Adamantin бижутерия не пользуется спросом, востребована топ, Black Ore. Как уже говорилось, востребована всеми классами, поэтому крафт BO - бизнес с высокими оборотами.
60% крафт (70% для бижутерии). Вообще, для B грейда это лишь опция, на все вещи есть как 60%, так и 100% рецепты. Но для крафта некоторых вещей (например BW шлем) это зачастую единственный вариант, так как 100% рецепт очень редкий.
При неудачном крафте теряется все, и не 100% крафт это в целом лотерея. Но если заниматься этим массово, вполне вероятно, можно получать прибыль. Вероятно - что, строго говоря, значит крафт 60%? Что при устремлении числа крафтов в бесконечность, число успешных будет стремиться к 60%. Другими словами, если вы крафтите 3 вещи, вероятно скрафтятся 2. Если 10 вещей - с большей вероятностью, чем при 3 крафтах, скрафтятся 6. Если 100 вещей - с еще большей вероятностью скрафтятся 60. И т.д.
Для не 100% крафта прибыль нужно считать исходя из статистической себестоимости, т.е. чистая себестоимость/0,6 (0,7 для бижутерии).
60% крафт - это и 60% затрат ресурсов, т.е. по ресурсам себестоимости 60% (статистическая) и 100% (фактическая) крафтов одинаковы. Но большой процент общей себестоимости - рецепт, для редких 100% рецептов их 60% аналоги стоят обычно меньше шестидесяти процентов цены 100% рецепта, и поэтому прибыль у 60% выше. Но прибыль вероятная, об этом не стоит забывать.
A grade. Бизнес для любителей риска. Большие деньги в обороте, большие прибыли, но прибыли возможные. Крафт А грейда бывает только 60% и 70%.
Поэтому для него верно все то, что я описал чуть выше про не 100% крафт для B.
У А оружия так же, как и у B, только две градации - лоу и топ. И аналогично, спросом пользуются как оба вида (например луки), так и в основном только один (топ А полеарм).
Брони А так же 12 сетов. Более популярны DC и Majestic сеты. Dark Crystal; Magic - выбор большинства магов всех профессий из-за максимального в игре бонуса к CSpd; Light - выбор большинства melee DD с LA Mastery и части лучников, Heavy - выбор танков. Majestic; Magic - выбор части саппортов из-за бонусов к MP и MP regeneration; Light - выбор многих лучников; Heavy - выбор многих DD (как PvP сет).
Tallum - очень популярен Heavy сет, как лучший в игре Heavy сет по бонусам на урон. Magic используется некоторыми саппортами как недорогая альтернатива DC, уменьшающая INT (т.е. MAtk), вместо MEN (т.е. MP и MP regeneration). Light практически не пользуется спросом. Nigtmare - выбор немногих; Magic - некоторых нюкеров, Light - некоторых melee DD, Heavy - некоторых танков и DD.
Бижутерия - лоу, Phoenix, пользуется умеренным спросом, в основном крафтят и покупают топ, Majestic .
Но если вещь не пользуется спросом, это не значит, что ее крафт невыгоден. Некоторые А вещи (в основном лоу) можно крафтить с целью последующего разлома на кристаллы и их продажи (в чистом виде или сосками). Кристаллы же пользуются стабильным спросом.
Лирическое отступление, почему выгоден А крафт на кристаллы? У каждой вещи в игре есть базовая стоимость (которая равна 2*цена сдачи вещи в магазин), эта стоимость привязана к базовой же цене на кристаллы (а именно стоимость вещи=[k>1]*цена кристалла*количество кристаллов). В свою очередь эта базовая стоимость на 20-30% больше себестоимость крафта вещи, при, опять же, базовых ценах на ресурсы, кеи и рецепты.
Что происходит на практике? Цены на ресурсы, кеи, рецепты на рынке выше базовых, обычно в разы. Тогда как цены на кристаллы (D, C, B) привязаны к магазинным, и отличаются от базовых лишь на размер общего налога